МОСКВА (φ=55,75° λ=37,58°) изменить
00:30 восход: 03:44; заход: 21:17; долгота дня: 17:33
сумерки не наступают

О проектеНовостиАстрокалендарьЛента новостейНаблюденияЗнаменательные датыОбъектыФотоВидеоСсылкиPDA
Яндекс.Погода

Нептун переходит от прямого движения к попятному UT=12

Знаменательные даты

все даты на Июнь

29 июня 2018

150 лет назад родился американский астроном Джордж Эллери Хейл (George Ellery Hale).

Работал ученый в собственной небольшой Кенвудской обсерватории, в Чикагском университете, десять лет был директором Йеркской обсерватории, на протяжении двух десятилетий возглавлял обсерваторию Маунт-Вилсон. Научные работы Хейла относятся к физике Солнца. В 1889 г. он изобрел спектрогелиограф — прибор, позволяющий фотографировать хромосферу Солнца вне затмений. В 1892 г. впервые получил с помощью этого прибора фотографии кальциевых флоккулов и протуберанцев. Открыл темные водородные флоккулы, исследовал кальциевые флоккулы на разных уровнях солнечной атмосферы с целью изучения циркуляционных процессов на Солнце. Совместно с коллегами ученый впервые надежно установил, что пятна холоднее остальной поверхности Солнца. Обнаружил вихри в водородных флоккулах вблизи пятен и на этом основании высказал предположение о наличии сильных магнитных полей в пятнах. В 1908 г., сравнивая раздвоение линий в спектрах пятен с лабораторным раздвоением линий в магнитном поле (зеема-новское расщепление), Хейл доказал существование магнитного поля в солнечных пятнах и выполнил первые измерения напряженности поля. Это было первым открытием внеземного магнитного поля.

Он обнаружил обращение полярности пятен в каждом последующем цикле солнечной активности и сформулировал закон полярности. Выполнил первые эксперименты по обнаружению общего магнитного поля Солнца. Большое значение для развития астрономии в США имела организационная деятельность Хейла. Три крупнейших телескопа — рефрактор Йеркской обсерватории с объективом диаметром более 1 м (и поныне остающийся крупнейшим в мире линзовым телескопом), рефлектор обсерватории Маунт-Вилсон с объективом диаметром 2,5 м, а также рефлектор обсерватории Маунт-Паломар с объективом диаметром 5 м (носящий сегодня имя Хейла) — были построены в большой степени благодаря исключительным менеджерским способностям ученого.

Хейл умер 21 февраля 1938 г.

Использованы материалы: ШАК 2017–2018.

Сайт AstroPage.Ru работает с 1 октября 2004 года. При использовании материалов astropage.ru на других сайтах ссылка на источник обязательна. Дизайн и программирование — Андрей Павлов. Email: astropage@yandex.ru