МОСКВА (φ=55,75° λ=37,58°) изменить
23:01 восход: 04:04; заход: 20:48; долгота дня: 16:44
сумерки не наступают

О проектеНовостиАстрокалендарьЛента новостейНаблюденияЗнаменательные датыОбъектыФотоВидеоСсылкиPDA
Яндекс.Погода
МАЙ 2019
срчтптсбвспнвтсрчт10 пт11 сб12 вс13 пн14 вт15 ср16 чт
17 пт18 сб19 вс20 пн21 вт22 ср23 чт24 пт25 сб26 вс27 пн28 вт29 ср30 чт31 пт

Луна и самолет

Фотогалерея: Луна и самолет

Звездные треки на весеннем небе

Фотогалерея: Звездные треки на весеннем небе

Частное лунное затмение

Опросы

Знаменательные даты

все даты на июнь

29 июня 2018

150 лет назад родился американский астроном Джордж Эллери Хейл (George Ellery Hale).

Работал ученый в собственной небольшой Кенвудской обсерватории, в Чикагском университете, десять лет был директором Йеркской обсерватории, на протяжении двух десятилетий возглавлял обсерваторию Маунт-Вилсон. Научные работы Хейла относятся к физике Солнца. В 1889 г. он изобрел спектрогелиограф — прибор, позволяющий фотографировать хромосферу Солнца вне затмений. В 1892 г. впервые получил с помощью этого прибора фотографии кальциевых флоккулов и протуберанцев. Открыл темные водородные флоккулы, исследовал кальциевые флоккулы на разных уровнях солнечной атмосферы с целью изучения циркуляционных процессов на Солнце. Совместно с коллегами ученый впервые надежно установил, что пятна холоднее остальной поверхности Солнца. Обнаружил вихри в водородных флоккулах вблизи пятен и на этом основании высказал предположение о наличии сильных магнитных полей в пятнах. В 1908 г., сравнивая раздвоение линий в спектрах пятен с лабораторным раздвоением линий в магнитном поле (зеема-новское расщепление), Хейл доказал существование магнитного поля в солнечных пятнах и выполнил первые измерения напряженности поля. Это было первым открытием внеземного магнитного поля.

Он обнаружил обращение полярности пятен в каждом последующем цикле солнечной активности и сформулировал закон полярности. Выполнил первые эксперименты по обнаружению общего магнитного поля Солнца. Большое значение для развития астрономии в США имела организационная деятельность Хейла. Три крупнейших телескопа — рефрактор Йеркской обсерватории с объективом диаметром более 1 м (и поныне остающийся крупнейшим в мире линзовым телескопом), рефлектор обсерватории Маунт-Вилсон с объективом диаметром 2,5 м, а также рефлектор обсерватории Маунт-Паломар с объективом диаметром 5 м (носящий сегодня имя Хейла) — были построены в большой степени благодаря исключительным менеджерским способностям ученого.

Хейл умер 21 февраля 1938 г.

Использованы материалы: ШАК 2017–2018.

Сайт AstroPage.Ru работает с 1 октября 2004 года. При использовании материалов astropage.ru на других сайтах ссылка на источник обязательна. Дизайн и программирование — Андрей Павлов. Email: astropage@yandex.ru