МОСКВА (φ=55,75° λ=37,58°) изменить
06:32 восход: 07:09; заход: 17:19; долгота дня: 10:10
начало сумерек: 05:06; конец сумерек: 19:23

О проектеНовостиАстрокалендарьЛента новостейНаблюденияЗнаменательные датыОбъектыФотоВидеоСсылкиPDA
Яндекс.Погода
ОКТЯБРЬ 2018
пнвтсрчтптсбвспнвт10 ср11 чт12 пт13 сб14 вс15 пн16 вт
17 ср18 чт19 пт20 сб21 вс22 пн23 вт24 ср25 чт26 пт27 сб28 вс29 пн30 вт31 ср

Шаровое скопление M13 в Геркулесе.

Фотогалерея: Шаровое скопление M13 в Геркулесе.

Серебристые облака над Москвой

Опросы

Знаменательные даты

все даты на июнь

29 июня 2018

150 лет назад родился американский астроном Джордж Эллери Хейл (George Ellery Hale).

Работал ученый в собственной небольшой Кенвудской обсерватории, в Чикагском университете, десять лет был директором Йеркской обсерватории, на протяжении двух десятилетий возглавлял обсерваторию Маунт-Вилсон. Научные работы Хейла относятся к физике Солнца. В 1889 г. он изобрел спектрогелиограф — прибор, позволяющий фотографировать хромосферу Солнца вне затмений. В 1892 г. впервые получил с помощью этого прибора фотографии кальциевых флоккулов и протуберанцев. Открыл темные водородные флоккулы, исследовал кальциевые флоккулы на разных уровнях солнечной атмосферы с целью изучения циркуляционных процессов на Солнце. Совместно с коллегами ученый впервые надежно установил, что пятна холоднее остальной поверхности Солнца. Обнаружил вихри в водородных флоккулах вблизи пятен и на этом основании высказал предположение о наличии сильных магнитных полей в пятнах. В 1908 г., сравнивая раздвоение линий в спектрах пятен с лабораторным раздвоением линий в магнитном поле (зеема-новское расщепление), Хейл доказал существование магнитного поля в солнечных пятнах и выполнил первые измерения напряженности поля. Это было первым открытием внеземного магнитного поля.

Он обнаружил обращение полярности пятен в каждом последующем цикле солнечной активности и сформулировал закон полярности. Выполнил первые эксперименты по обнаружению общего магнитного поля Солнца. Большое значение для развития астрономии в США имела организационная деятельность Хейла. Три крупнейших телескопа — рефрактор Йеркской обсерватории с объективом диаметром более 1 м (и поныне остающийся крупнейшим в мире линзовым телескопом), рефлектор обсерватории Маунт-Вилсон с объективом диаметром 2,5 м, а также рефлектор обсерватории Маунт-Паломар с объективом диаметром 5 м (носящий сегодня имя Хейла) — были построены в большой степени благодаря исключительным менеджерским способностям ученого.

Хейл умер 21 февраля 1938 г.

Использованы материалы: ШАК 2017–2018.

Сайт AstroPage.Ru работает с 1 октября 2004 года. При использовании материалов astropage.ru на других сайтах ссылка на источник обязательна. Дизайн и программирование — Андрей Павлов. Email: astropage@yandex.ru