МОСКВА (φ=55,75° λ=37,58°) изменить
15:23 восход: 08:15; заход: 16:15; долгота дня: 08:00
начало сумерек: 06:02; конец сумерек: 18:27

О проектеНовостиАстрокалендарьЛента новостейНаблюденияЗнаменательные датыОбъектыФотоВидеоСсылкиPDA
Яндекс.Погода

Луна проходит в 5° южнее Урана UT=23

Знаменательные даты

все даты на ноябрь

15 ноября 2018

280 лет назад родился астроном Вильям Гершель (William Herschel), открывший в 1781 году седьмую планету Солнечной системы — Уран.

Вильям Гершель

www.seds.org

Гершель получил обширное, но несистематическое образование. Занятия по математике, астрономии, философии выявили его способности к точным наукам. В 1773 году он приобрел ряд трудов по оптике и астрономии, а также изготовил рефлектор с фокусным расстоянием более 1,5 м, а в 1775 году Гершель начал свой первый «обзор неба».

13 марта 1781 года, во время наблюдений, Гершель заметил объект, имевший ярко выраженный диск и смещавшийся вдоль эклиптики. Через несколько месяцев два ученых — академик Петербургской академии наук А. И. Лексель и академик Парижской академии наук П. Лаплас, — доказали, что Гершель открыл планету, которая располагалась за Сатурном. Открытие Урана раздвинуло границы Солнечной системы более чем в два раза и принесло славу ее первооткрывателю.

7 декабря 1781 года Гершель был избран членом Лондонского королевского астрономического общества, ему были присуждены степень доктора Оксфордского университета и золотая медаль Лондонского королевского общества (в 1789 году Петербургская академия наук избрала его почетным членом).

Король Георг III назначил его в 1782 году «Королевским астрономом» с ежегодным жалованьем 200 фунтов. Король снабдил его средствами для постройки обсерватории близ Виндзора. Главное внимание Гершель уделял усовершенствованию телескопов. Его вершиной стал построенный в 1789 году телескоп-гигант с трубой длиной 12 м и зеркалом диаметром 122 см. Этот телескоп оставался непревзойденным до 1845 года. Астроном открыл два спутника Урана и два спутника Сатурна, исследовал разные участки неба на протяжении многих лет и открыл свыше 400 двойных звезд. Также он пришел к выводу, что двойные и кратные звезды — это системы звезд, физически связанных между собой и обращающихся вокруг общего центра тяжести, согласно закону всемирного тяготения. Гершель заключил, что почти все туманности являются собраниями звезд и самые дальние из них также разложатся на звезды в будущем — при наблюдениях в более мощные телескопы. При этом он допускал, что некоторые из этих туманностей представляют собой не звездные скопления в пределах Млечного Пути, а самостоятельные звездные системы.

Продолжая наблюдения, Гершель признал, что многие из наблюдаемых туманностей вообще нельзя разложить на звезды, так как они состоят из гораздо более разреженного вещества, чем звезды. Он высказал мысль, что различные виды неразложимых туманностей представляют собой разные стадии образования звезд. Идея астронома оказалась потом забыта, и мнение о единовременном происхождении всех звезд в далеком прошлом долго господствовало в науке. Только во второй половине XX века на основе успехов астрономии и в особенности трудов советских ученых установлено различие возраста звезд.

В 1783 году Гершелю путем расчетов удалось убедительно доказать, что солнечная система движется по направлению к созвездию Геркулеса. Ученый разгадал сложную природу солнечного излучения и сделал вывод, что в состав его входят световые, тепловые и химические лучи.

Вильям Гершель умер 25 августа 1822 года.

Использованы материалы: www.hrono.info/biograf/bio_g/gerschel.html