все даты на май

01 мая 2009

215 лет назад родился русский ученый-самоучка, астроном, механик, метеоролог Фёдор Алексеевич Семёнов

Фёдор Алексеевич родился в Курске, в семье купца-мясоторговца. Родители Семёнова, хотя и были состоятельными людьми, однако не слишком заботились о том, чтобы дать сыну достаточное образование. Первыми его учителями были местные священники и дьячки, мелкие чиновники губернского правления. Его последний, наиболее толковый учитель научил его за три месяца чтению и письму, таблице умножения. Этим и завершилось официальное образование будущего астронома. К двенадцати годам Фёдор выучился кое-как читать по слогам, да едва-едва писать. На этом отец счел его образование оконченным и стал приучать его помогать в делах, но мир купли-продажи, извечные споры вокруг цен и отбора скота нисколько не привлекали мальчика.

Детство и юность Семёнова прошли в торгашеской обстановке, в которой основой всех человеческих отношений были деньги и нажива. Как впоследствии напишет Фёдор Алексеевич, эти однообразные разговоры разрывали мне уши. Среди знакомых семьи Семёновых не было сколько-нибудь значительных натур, которые могли бы положительно влиять на формирование характера и наклонностей Фёдора, его духовное развитие, по существу, шло самотеком.

Единственными наставниками и воспитателями будущего учёного были книги. К книгам Семёнов пристрастился с детских лет и не расставался с ними до конца своей жизни. Его судьбу круто изменил случай. В 1807 году подросток увидел летящую в небе комету. Неземное видение настолько поразило Фёдора, что он не мог больше думать ни о чём другом, как только об изучении небесных светил и природных явлений. Молодой человек обзавёлся книгами, имевшимися в продаже, отдельные издания выписывал из столицы, и он стал упорным трудом постигать небес таинственную мудрость. Он самостоятельно изучил математику и астрономию, имел познания в физике и химии.

В 20 лет Фёдор женился по воле родителей. За долгую совместную жизнь супруга подарила мужу четырнадцать детей. Даже по тем временам такая многодетная семья считалась редкостью. Семья — неразрывная часть жизни Семёнова, и все же он без остатка посвятил себя науке. После смерти отца он стал владельцем крупного торгового предприятия и использовал свой капитал для того, чтобы с наибольшей продуктивностью заниматься наукой. Семёнов сам смастерил токарный станок. Исследователь самостоятельно отшлифовал оптические стёкла, изготовил зрительные трубы, микроскопы и, наконец, мощный телескоп, с фокусным расстоянием 180 см, дававший 40-кратное увеличение, с помощью которого учёный-самоучка сделал яркие открытия в астрономии. (Удивительно, но этот прибор сохранился, правда, без оптики, и ныне экспонируется в Курском государственном краеведческом музее). В 1838 г. Семёнов, по предложению курского генерал-губернатора М. И. Муравьева, начал помещать в Курских губернских ведомостях свои метеорологические наблюдения, которые он и вел регулярно до самого конца своей жизни. Научные труды учёного-самоучки были признаны выдающимися специалистами своего времени. Семёнов  Ф. А. был широко известен и как метеоролог. В 1839 г. он представил свои метеорологические наблюдения в Академию Наук, которая в вознаграждение его ученых трудов прислала ему полный прибор лучших метеорологических инструментов. Активно поддержали и помогли курянину дельными советами московские учёные, среди них университетские профессора М. Г. Павлов, Д. М. Перевощиков (астроном, основатель обсерватории Московского императорского университета). Ближе других к учёному-самоучке стоял журналист и писатель Н. А. Полевой (они были почти ровесники), родом тоже из Курска.

Фёдора Алексеевича с самого начала научной деятельности особенно интересовало Солнце. Он тщательно изучал описания солнечных затмений, сделанные другими астрономами, аккуратно записывал свои собственные наблюдения. Для него особенно примечательными были солнечные затмения 26 июня 1842 года и 16 июля 1851 года. В результате наблюдений и расчётов астроном опубликовал в «Географических известиях» (1850), издаваемых Русским географическим обществом, работу «Карта полного солнечного затмения, которое видимо будет в Европе 16 июля 1851 г.». Точность расчётов закрепила за ним славу выдающегося ученого. Профессор Московского университета Д. М. Перевощиков отозвался о вычислениях Семёнова, как о труде, отличавшемся чрезвычайной точностью, потребовавшем много времени и обширных познаний в астрономии.

Сложные расчеты астронома-любителя действительно оказались изумительно точными: полное солнечное затмение началось в Курске в указанный Семёновым день, час, минуту и секунду и длилось именно столько минут и секунд, сколько он предсказывал два года назад. Затмение 1842 года было, по существу, первым затмением, наблюдавшимся на территории России в организованном порядке. Было снаряжено несколько специальных экспедиций во главе с виднейшими астрономами и физиками того времени. Стоит отметить, что Семёнов, нов без специального образования, самостоятельно изучая небесные светила, на простых конторских счётах произвёл наисложнейшие вычисления, которые легли в основу его научного труда Таблицы показаний времени солнечных и лунных затмений с 1840 по 2001 г. на Московском меридиане по старому стилю, в котором были приведены вычисленные им элементы 243 лунных и 172 солнечных затмений, видимых в Северном полушарии. За этот труд Семенов был удостоен Золотой медали Русского географического общества. Составленная астрономом таблица о лунных и солнечных затмениях позволила человечеству заглянуть на 160 лет вперёд.В истории запечатлен интересный случай о научном споре между Семёновым и его знаменитым современником Араго (французский астроном, физик и политический деятель; член Парижской Академии наук и директор Парижской обсерватории), который на заседании Парижской Академии наук заявил, что полное затмение Солнца 1842 года было последним затмением в Европе для XIX века. Поэтому, утверждал он, чтобы видеть полное затмение в I851 году, надо будет ехать в Северную Африку или Сибирь, в 1861 году в Сахару, а в 1870 году в Алжир. Вычисления Араго оказались совершенно противоположны вычислениям курского учёного. Он считал предосудительным для пользы науки хранить молчание в столь важном случае, высказавшись с опровержением расчётов Араго. Он привёл вычисления четырех полных затмений вплоть до 1900 года. Для каждого затмения Семёнов указал подробный список мест, где они будут наблюдаться. Через десять лет (1851) небо дало ответ в пользу Семёнова. В научном споре Семёнов Араго победил русский ученый-самоучка.

Умер Фёдор Алексеевич от рака, немного не дожив до своего 66-летия. 18 апреля 1860 года погас разум, не имевший себе равных не только в России, но и в мире. Спустя 15 лет после его смерти курское городское общество устроило на городские средства двухклассное училище, наименовав его Семеновским в честь астронома-самоучки.

Использованы материалы:
www.old.kurskcity.ru/people/semenov.html