Москва  18:44

все даты на июнь

19 июня 2010

100 лет назад родился южноафриканский астроном Эндрю Дэвид Тэкери.

Ученый работал в Обсерватории солнечной физики в Кембридже, в обсерватории Маунт-Вилсон, на протяжении почти четверти века был директором Рэдклиффской обсерватории в Претории. Научные работы Тэкери посвящены спектроскопии Солнца и звезд. В 1932—1936 гг. он выполнил измерения центральных интенсивностей и эквивалентных ширин линий в спектрах Солнца и звезд для проверки теории образования спектральных линий.

Совместно с американским астрономом П. Мерриллом (1887–1961) объяснил возникновение эмиссионных линий в спектрах долгопериодических переменных с помощью механизма флуоресценции и предсказал ряд линий в далекой ультрафиолетовой области. Вместе с коллегами открыл переменные типа RR Лиры в Магеллановых Облаках (МО) и, определив с их помощью расстояние до МО, в 1952 г. независимо от немецкого астронома В. Бааде (1893–1960) показал, что принятая в то время шкала внегалактических расстояний должна быть увеличена вдвое.

Ученый подробно исследовал состав звездного населения Магеллановых Облаков, шаровые скопления и переменные звезды в них, кинематику МО по лучевым скоростям. Совместно с канадскими астрономами из Викторийской астрофизической обсерватории участвовал в многолетней программе изучения дифференциального вращения Галактики по лучевым скоростям горячих звезд. Эта работа позволила определить с большой точностью константы галактического вращения, а также более точно оценить расстояние от Солнца до галактического центра. Тэкери открыл много переменных звезд в карликовой галактике в созвездии Скульптора и показал, что они относятся к типу RR Лиры. Проведенные им длительные наблюдения симбиотических звезд способствовали пониманию природы этих переменных. В течение 30 лет наблюдал загадочный объект η Киля, обнаружил сильную поляризацию излучения в гало вокруг этой звезды.

Тэкери умер 21 февраля 1978 г.

Использованы материалы: ШАК 2009–2010.

Сайт AstroPage.Ru работает с 1 октября 2004 года.
При использовании материалов astropage.ru на других сайтах ссылка на источник обязательна!
Дизайн и программирование — Андрей Павлов. Почта: astropage@yandex.ru.