все даты на июль

01 июля 2016

100 лет назад родился советский астроном Иосиф Самуилович Шкловский.

Иосиф Самуилович Шкловский

peoples.ru

Ученый работал в Государственном астрономическом институте им. П. К. Штернберга (ГАИШ) в Москве, был также сотрудником Института космических исследований АН СССР. Основные научные работы Шкловского относятся к теоретической астрофизике. В 1944–1949 гг. он занимался в основном разработкой общей теории короны Солнца и теории радиоизлучения Солнца. Осуществил подробное исследование химического состава и состояния ионизации солнечной короны. Впервые отметил важную роль солнечного рентгеновского излучения в образовании D-слоя ионосферы Земли. Ученый дал, независимо от других специалистов, интерпретацию радиоизлучения «спокойного» Солнца как теплового излучения верхней хромосферы (на сантиметровых волнах) и короны (на метровых волнах). В 1946 г. Шкловский впервые выдвинул гипотезу, объясняющую всплески солнечного радиоизлучения, которые связаны с пятнами и другими вспышечными явлениями на Солнце.

С конца 40-х гг. XX в. важное место в работах Шкловского занимала теория происхождения космического радиоизлучения. В 1948 г. он произвел детальный расчет предсказанной голландским астрономом X. К. ван де Хюлстом (1918–2000) радиолинии нейтрального водорода с длиной волны 21 см и показал, что интенсивность излучения Галактики в этой линии достаточна для обнаружения его с помощью имевшегося тогда оборудования. В 1951 г. линия 21 см была обнаружена в США, Австралии, Нидерландах. В 1949 г. Шкловский указал на возможность наблюдений межзвездных молекул в радиодиапазоне и в 1953 г. опубликовал рассчитанные им длины волн радиолиний молекул ОН, СН и некоторых других (в 1963 г. были обнаружены линии ОН, в 1973 г. — слабая линия молекулы СН с длиной волны, близкой к вычисленной ученым). В 1952 г. он исследовал непрерывное радиоизлучение Галактики; указал на спектральные различия излучения, приходящего из низких и высоких галактических широт. Предсказал существование теплового радиоизлучения зон ? II (ионизованного водорода) и отождествил некоторые области ? II на небе с источниками сантиметровых и дециметровых волн. Источники, излучающие в метровом диапазоне, отождествил с остатками вспышек сверхновых звезд. В 1953 г. Шкловский объяснил радиоизлучение дискретных источников — остатков вспышек сверхновых звезд (в частности, Крабовидной туманности) — синхротронным механизмом (т. е. излучением электронов, движущихся с высокими скоростями в магнитном поле). Это открытие положило начало широкому изучению физической природы остатков сверхновых звезд.

В 1956 г. ученый предложил первую достаточно полную эволюционную схему планетарной туманности и ее ядра, позволяющую исследовать космогоническую роль этих объектов. Он впервые указал на звезды типа красных гигантов с умеренной массой как на возможных предшественников планетарных туманностей и их ядер. На основе этой теории разработал оригинальный метод определения расстояний до планетарных туманностей. Ряд исследований посвящен полярным сияниям и инфракрасному излучению ночного неба. Плодотворно разрабатывал многие вопросы, связанные с природой излучения квазаров, пульсаров, рентгеновских и ?-источников. Принимал участие в постановке астрономических космических исследований. Ученый известен и своей научно-популяризаторской деятельностью. Его книга «Вселенная, жизнь, разум», выдержавшая несколько изданий, привлекла широкое внимание к проблеме существования разумной жизни за пределами Земли.

И. С. Шкловский умер 3 марта 1985 г.

Использованы материалы: ШАК 2015-2016.

Объяснено загадочное явление в атмосфере Венеры 11.08.22 02:44:10